Одним из важнейших направлений научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте является разработка и внедрение устройств и систем автоматики и телемеханики, позволяющих полнее и производительнее использовать все технические средства транспорта.
При сравнительно небольших капиталовложениях устройства автоматики и телемеханики позволяют существенно повысить пропускную способность линий и перерабатывающую способность станций, значительно повысить производительность труда и улучшить условия труда железнодорожников, повысить безопасность движения поездов. Внедрение автоблокировки на двухпутных линиях повышает их пропускную способность в 2-3 раза по сравнению с полуавтоматической блокировкой. Автоматическая блокировка совместно с диспетчерской централизацией повышает пропускную способность однопутных линий на 40-50%. При этом на каждые 100 км линий высвобождается 60-70 человек эксплуатационного штата, а на 100 стрелок электрической централизации — примерно 40 дежурных стрелочных постов. Устройства автоматики и телемеханики получили широкое распространение на железных дорогах России, стран СНГ и некоторых других зарубежных государств, поставлялись в 22 страны мира. В настоящее время продолжается оснащение железных дорог современными системами автоматики и телемеханики.
Первое издание книги «Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики» было выпущено в 1976 году, второе — в 1981 году, третье — в 2000 году, которые пользовались и пользуются большой популярностью среди специалистов в области железнодорожной автоматики и телемеханики и получили по имеющимся отзывам их высокую оценку, о чем свидетельствуют также рецензии в журналах «Железнодорожный транспорт», «Автоматика, связь, информатика», в газете «Гудок».
Настоящее четвертое издание переработано и дополнено новшествами за последние пятнадцать лет.
В последние годы на железные дороги поступили новые электроприводы, вновь освоенные промышленностью: электропривод стрелочный с внутренним замыкателем типа ВСП-150, разработанный на новой элементной базе — шариковинтовой пары качения (ШВП), автопереключателя с быстродействующими микропереключателями, кулачковой системой замыкания шибера, металлокерамической фрикционной муфтой; электроприводы ВСП-150Н, ВСП-150К, ВСП-220Н и ВСП-220К; электроприводы СП-12У, СП-12Н и СП-12К; электроприводы СП-6М, СП-6К, СП-7К; новые электродвигатели постоянного тока ДПС, переменного тока МСА.М; новые реле IV поколения типа Н и соответствующие релейные блоки на базе реле Н; аппаратура тональных рельсовых цепей ТРЦ 3 и ТРЦ 4 нового поколения, включающая в себя новые путевые генераторы ГП31Ц, ГП41, ГП41М, новые путевые приемники ПП31, ПП41, ПП1; реле импульсные с контролем и резервированием ИВГ-КР и реле импульсные с контролем, резервированием и автоматическим обогревом ИВГ-КРМ; модернизированные и новые панели питания ПВВ-АБ, ПВВ-ЭЦ, ПВ1М-ЭЦК, ПР1М-ЭЦК, ПР1М-ЭЦК1, ПР2М-ЭЦ, ПВ2М-ЭЦ, ПВП1М-ЭЦК, ПВП1М-ЭЦК1…ПВП1М-ЭЦК5; устройства фазирующие ФУЗ; стабилизированные блоки питания БПС-Н6-12, БПС-30В/10А-12, БПС-30В/10А-Т; стабилизированные модули выпрямителей МВС 24/20, МВС 24/50, МВС 28/50; модернизированные и новые вагонные замедлители с пневмокамерами КНЗ-5пк, КНЗ-Зпк; замедлители рычажные с пневмокамерами типа РЗ-пк; замедлители вагонные парковые с пневмокамерами типа РНЗ-2Мпк; вагонные клещевидные унифицированные с пневматическим уравновешиванием тормозной системы КЗПУ; вагонные универсальные с пневмокамерами типа ЗВУпк; вагонные клещевидные КЗ-З, КЗ-Зпк, КЗ-5, К3-5пк; воздухосборники с модернизированной управляющей аппаратурой ВУПЗ-М; радиотехнические датчики контроля свободное™ стрелочных участков РТД-С; система автоматического управления торможением САУТ и ряд других впервые описанных в Справочнике новых изделий и систем. Проанализирована вся аппаратура, внесены изменения и дополнения в ранее описанную аппаратуру.
Также впервые в Справочнике приведены:
— схема установки соединителей для обыкновенных и симметричных стрелочных переводов;
— схема установки соединителей для одиночных съездов;
— схемы изоляции одиночного и перекрестного стрелочных переводов, глухого пересечения, перекрестного съезда с глухим пересечением;
— устройство и эксплуатация стрелочных переводов, нормы их содержания;
— двухпроводная и пятипроводная схемы управления стрелками;
— основные требования к электрической централизации и автоблокировке;
— схема сигнальной установки 3-х значной кодовой автоблокировки;
— схема дешифраторной ячейки;
— схема тональной рельсовой цепи; — габариты установки устройств СЦБ (светофоров, путевых ящиков, дроссель-трансформаторов);
— основные термины, применяемые на железных дорогах согласно ПТЭ, вступившим в силу с 01 июля 2012 г.;
— сводный счет контактов и включения обмоток электромагнитных реле различных типов и релейных блоков ЭЦ, включение обмоток трансформаторов СОБС, ПОБС, СТ, ПРТ-А, ПРТ-М, ПТ-25А и напряжения на вторичных обмотках трансформаторов в целях быстрого поиска необходимой справки;
— наименования заводов-изготовителей аппаратуры.
В книге дано подробное техническое описание аппаратуры, широко используемой в системах железнодорожной автоматики и телемеханики: серийно выпускаемой, вновь освоенной промышленностью за последние годы, а также находящейся в больших количествах в эксплуатации на сети железных дорог, в метрополитенах, на подъездных путях промышленного железнодорожного транспорта. Структура справочника позволяет всем читателям быстро получить необходимые сведения об аппаратуре. Для облегчения пользования справочником каждый вид аппаратуры описан в такой последовательности: назначение, конструктивные особенности, электрические характеристики, механические характеристики, обмоточные данные, контактная система, условия эксплуатации, габаритные размеры и масса, запасные части; материал систематизирован и сведен в 1201 таблицу, 1274 чертежа и схемы. Кроме того, 2259 иллюстраций (рисунков, чертежей, схем) помещены в таблицах.
В конце четвертой книги помещен алфавитно-предметный указатель общий для всех четырех книг. Наличие алфавитно-предметного указателя позволит читателю быстро найти то или иное изделие железнодорожной автоматики и телемеханики.
В Справочнике приведены электрические принципиальные схемы и чертежи описываемых приборов, а также указаны наименование и тип применяемых комплектующих изделий: диодов, транзисторов, микросхем, резисторов, конденсаторов и т. д., изложены некоторые теоретические вопросы, даны методики испытаний аппаратуры. Часто говорят, что нет ничего более полезного для практики, чем хорошая теория. На наш взгляд, это совершенно справедливо. Однако следует учитывать, что хорошая теория — это как раз та теория, которая полезна для практики. Поэтому, для того чтобы теория была полезной, она должна быть адекватной особенностям практики. Именно к этому стремились авторы при написании данного Справочника.
Проведенные авторами исследования позволяют проследить историю развития устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. Так, например, в книге описаны конструкции реле четырех поколений, описаны конструкции электроприводов и дроссель-трансформаторов, аппаратов управления и контроля за довольно длительный период времени и т. д., что особенно важно для молодого поколения, пожелавшего посвятить себя этой области знаний, для молодых разработчиков, так как, только зная историю создания техники, можно находить оптимальные пути ее дальнейшего развития. Авторами исследованы изменения, внесенные в конструкции изделий СЦБ за весь период их производства, приведены содержания, причины и время внесения изменений, рассмотрены вопросы взаимозаменяемости старых и новых деталей при ремонте.
Обеспечение железных дорог запасными частями в потребном количестве и ассортименте позволит увеличить срок службы устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, снизить эксплуатационные расходы, снизить капитальные вложения и повысить надежность и безопасность действующих устройств СЦБ благодаря своевременному заказу и наличию у потребителя нужной запасной части, ее установки вовремя взамен изношенной. На основании анализа действующей и находящейся в архивах конструкторской документации всех находящихся в эксплуатации изделий СЦБ определены детали и узлы с наименьшим ресурсом. С учетом анализа выхода из строя деталей и узлов аппаратуры СЦБ в эксплуатационных условиях на железных дорогах и проведенных исследований, а также с учетом имеющегося многолетнего опыта в этой области авторами разработаны перечни изнашивающихся в процессе эксплуатации деталей и узлов (запасных частей, необходимых при выполнении ремонта); указаны их номера чертежей для правильности заказа, приведено более 1600 эскизов (чертежей) этих деталей и узлов по каждому изделию СЦБ за полувековой период.
Книга предназначена для руководителей, научных и инженерно-технических работников, занимающихся эксплуатацией устройств автоматики и телемеханики, их разработкой, производством, проектированием и строительством. Она будет несомненно полезной студентам и аспирантам, преподавателям вузов и техникумов железнодорожного транспорта.
Авторы выражают глубокую признательность всем специалистам в области железнодорожной автоматики и телемеханики (СЦБ): научным работникам, конструкторам, проектировщикам, строителям, специалистам по производству и эксплуатации устройств, кто своим трудом способствовал ее развитию, всем тем, кто высказал свои ценные замечания по первым трем изданиям.
Данное четвертое научное издание выполнено в рамках реализации планов научно-технического развития ОАО «Российские железные дороги» на 2011 и на 2012 гг., утвержденных Президентом ОАО «РЖД» В. И. Якуниным.
Июль, 2012 г.
Лицензия на издательсткую деятельность серия ИД №00403 от 5 ноября 1999 г.
Любое использование материалов сайта полностью или частично путем фотокопирования или с помощью других технических средств без разрешения ООО «НПФ «ПЛАНЕТА» запрещается.
© НПФ «ПЛАНЕТА», 2021
На рынке с 1992 г.