На современном этапе развития транспортной науки и техники одним из важнейших направлений научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте является разработка и внедрение устройств автоматики и телемеханики, позволяющих полнее и производительнее использовать все технические средства транспорта и на этой основе обеспечивающих повышение производительности груда, снижение себестоимости перевозок, повышение пропускной и провозной способности железнодорожных линий, перерабатывающей способности станций и безопасности движения поездов.
Устройства автоматики и телемеханики получили широкое распространение на железных дорогах России, стран СНГ и некоторых других зарубежных государств. Только на 1 января 1991 года на железных дорогах бывшего СССР было оборудовано устройствами электрической централизации около 250 тысяч стрелок, устройствами автоблокировки и диспетчерской централизации около 100 тысяч километров железнодорожных линий. И в настоящее время продолжается оснащение железных дорог современными системами автоматики и телемеханики отечественного производства.
Первое издание книги «Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики» было выпущено в 1976 году, второе — в 1981 году, которые пользовались и пользуются большой популярностью среди специалистов в области железнодорожной автоматики и телемеханики и получили по имеющимся отзывам их высокую оценку. Третье издание было переработано и дополнено новшествами за последние двадцать лет.
Предлагаемый широкой аудитории читателей справочник дает возможность вооружить их знаниями по аппаратуре железнодорожной автоматики и телемеханики.
В книге дано подробное техническое описание аппаратуры, широки используемой в системах железнодорожной автоматики и телемеханики: серийно выпускаемой, вновь освоенной промышленностью за последние годы, а также находящейся в больших количествах в эксплуатации на сети железных дорог, в метрополитенах, на подъездных путях промышленного железнодорожного транспорта. Структура справочника позволяет всем читателям быстро получить необходимые сведения об аппаратуре. Для удобства пользования справочником каждый вид аппаратуры описан в такой последовательности : назначение, конструктивные особенности, электрические характеристики, механические характеристики, обмоточные данные, контактная система, условия эксплуатации, габаритные размеры и масса. Для удобства пользования справочник имеет алфавитно-предметный указатель, который помещен в конце второй книги. В книге приведены электрические принципиальные схемы и чертежи описываемых приборов, а также указаны наименование и тип применяемых комплектующих изделий: диодов, транзисторов, микросхем, резисторов, конденсаторов и т. д., изложены некоторые теоретические вопросы, даны методики испытаний аппаратуры.
Часто говорят, что нет ничего более полезного для практики, чем хорошая теория. На наш взгляд, это совершенно справедливо. Однако следует учитывать, что хорошая теория — это как раз та теория, которая полезна для практики. Поэтому, для того чтобы теория была полезной, она должна быть адекватной особенностям практики. Именно к этому стремились авторы при написании данной книги.
Проведенные авторами исследования позволяют проследить историю развития устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, изложить изменения, которые вносились в аппаратуру при ее модернизации. Так, например, в книге описаны конструкции реле четырех поколений за период более 60 лет, описаны конструкции электроприводов и дроссель-трансформаторов за последние 40 лет, аппаратов управления и контроля за 50 лет и т. д., что особенно важно для молодого поколения, пожелавшего посвятить себя этой области знаний, для молодых разработчиков, так как, только зная историю создания техники, можно находить оптимальные пути ее дальнейшего развития.
Кроме этого, вышеуказанная аппаратура находится в эксплуатации по настоящее время.
Книга предназначена для руководителей, научных и инженерно-технических работников, занимающихся эксплуатацией устройств автоматики и телемеханики, их разработкой, производством, проектированием и строительством. Она будет несомненно полезной студентам и аспирантам, преподавателям вузов и техникумов железнодорожного транспорта.
Авторы выражают глубокую признательность всем специалистам в области железнодорожной автоматики и телемеханики (СПБ): научным работникам, конструкторам, проектировщикам, строителям, специалистам по производству и эксплуатации устройств, кто своим трудом способствовал ее развитию, всем тем, кто высказал свои ценные замечания по первым двум изданиям. Также авторы хотели бы выразить благодарность всем, кто участвовал в подготовке рукописи к публикации. Особую признательность мы выражаем работникам Министерства путей сообщения Российской Федерации, которые сделали возможной саму работу над этой книгой и создали необходимую атмосферу поддержки.
Май, 2000 г.
Лицензия на издательсткую деятельность серия ИД №00403 от 5 ноября 1999 г.
Любое использование материалов сайта полностью или частично путем фотокопирования или с помощью других технических средств без разрешения ООО «НПФ «ПЛАНЕТА» запрещается.
© НПФ «ПЛАНЕТА», 2021
На рынке с 1992 г.